Этой осенью вышла «Дорогая редакция. Подлинная история «Ленты.ру», рассказанная ее создателями» — книга о самом, пожалуй, важном новостном интернет-издании России. Барнаульские журналисты и редакторы прочитали её и поделились впечатлениями.

Лидия Соколова

журналист

sokolova_120

Если бы все журналисты так горели своим делом, если бы для всех редакция была второй семьёй, и работа была бы стилем жизни, а не отбывкой с 9:00 до 18:00 — то мы бы наблюдали совсем другую картину в стране. Великий русский язык, плюс остроумие, плюс бесконечное трудолюбие, стремление быть лучшими, смелость, оригинальность — идеальный рецепт идеального СМИ. Спасибо «дорогой редакции» за эту книгу, как один из многочисленных уроков их открытости и честности. Это главное в работе журналиста. Искренне люблю моих коллег, удачи им. И нам всем.

Василий Морозов

соучредитель журнала о бизнесе«Капиталист»
a4

Суть всей книги «Дорогая редакция» сполна показывает одна из её глав — которая озаглавлена как «Некролог». Книга действительно напоминает некролог: о покойнике или хорошо, или никак. В книге, понятное дело, хорошо. Или даже не некролог — а воспоминания друзей о товарище на поминках после двух-трёх рюмок водки. Было здорово, было уютно, было красиво. Впрочем, иначе, кажется, и не могло быть: ведь было действительно здорово, уютно, красиво.

Создатели книги изобрели эдакий продукт коллективных мемуаров с примесью научпопа. И именно за научно-популярный компонент «Дорогую редакцию» интересно читать.

Именно поэтому книга может быть неплохим внеклассным чтивом для журфаков.

Даже обязательным. Наряду с «Ремеслом» Бершидского, как по мне. И многим другим.

Если проецировать на алтайскую почву, мне кажется, сказано следующее: любой «Амител» (читай «агрегатор») может и должен рано или поздно начать делать свой контент и стать крутым изданием. Если захочет, конечно. Я лично за то, чтобы было больше разных слов, которых я ещё в такой комбинации не читал. Слов, которые специально для меня (читателя) написаны.

Наталия Козлова

выпускающий редактор ИА«Банкфакс»
kozlova_120

Книжка хороша тем, что она остро эмоциональная и про «внутренности», про «анатомию». Все это делает ее честной. Она немного пафосная, но это не от недостатка вкуса, а от понятного в той ситуации избытка чувств. Ищущих рецепты она разочарует, а ищущих ответ заставит вздохнуть с облегчением, потому что рецептов ни у кого нет, и каждый учится на своих ошибках. Несмотря на то, что каждая глава написана новым автором, получилась история о том, как «сумасшедшая семейка» (я бы эту редакцию именно так охарактеризовала) на этих своих ошибках научилась очень многому. Именно поэтому сейчас они не побоялись начать новый проект — с нуля. Не люблю культовых личностей и всевозможные культы, но «Лента» — это памятник команде, какой она должна быть.

Не буду спорить, что «Лента» стала «Лентой», потому что ей часто везло, просто везло на сенсации, никто не скрывает, что не все люди там симпатичные, даже грамотны не все, но их одержимость начисто отбивает желание иронизировать...

Они действительно хотели быть лучшими.

Им можно позавидовать хотя бы потому, что они есть друг у друга и «с ними случилась «Лента». А еще Иван Колпаков написал там простую, но очень правильную фразу: «Российский медиарынок в последние годы устроен так: один шаг — и наступаешь на говно, другой шаг — и проваливаешься в открытый люк. Мы шли очень осторожно, ровно, широко расставив руки для баланса — наверное, потому и продержались так долго». В том, что приятная книжка родилась из неприятной ситуации тоже есть какой-то хороший баланс.

Наталья Лапина

редактор
lapina_120

Удивительно, что все редакции информационных интернет-ресурсов сталкиваются с одними и теми же проблемами. Не важно, прогосударственное СМИ, независимое, или наполовину, или вообще пишущее про то, как разводить цветы в неволе. Все одинаково. Это стало для меня открытием после прочтения «Дорогой редакции».

Я всегда очень переживаю по трем пунктам своей работы: когда пропустила важную новость, допустила опечатку или когда получила злобный комментарий типа «автор выпей яду». Редакторы Ленты.ру столкнулись с этим же. А уж если они, великие, закаленные, прошедшие огонь, воду и медные трубы, то что уж говорить обо мне?

Теперь как-то проще с этим жить: да, бывает такое, что ты пропустил важную новость. Но всегда есть возможность дать текст в развитии или подробностях. Да, проскакивают опечатки и ошибки, но это работа, она с такой особенностью. Да, бывают мягко говоря странные комментаторы. Никакие внутренние (и даже внешние) диалоги с читателем не помогают понять этот феномен: зачем читатели злопыхают в комментариях по поводу опечаток, неточностей, недомолвок, двойных смыслов, сослагательного наклонения, возможной невозможности?

После прочтения книги я решила не искать больше ответов на эти вопросы.

Надо жить и работать со своей маленькой «Лентой» в голове: фильтровать информационный поток, переписывать тексты по возможности понятно и интересно, общаться со своим читателем.

История «Ленты» — это история об уникальных людях, много читающих, умеющих писать правильные тексты, фотографировать, редактировать, вести он-лайны, писать лонгриды. Профессионалах, которые любят своего читателя. Разве нужно что-то еще?

Айжан Жакипбекова

журналист

izhan_120

«Дорогая редакция. Подлинная история «Ленты.ру» менее всего похожа на книгу — сборник рассказов или там повестей. На публицистические рассуждения или эссе – тоже не рассчитывайте. «Дорогая редакция» — это как второй день свадьбы, когда тещу откатали в тачке, она накормила всех блинами, состоялась традиционная драка и вот — вокруг последней бутылки водки — собрались самые близкие, ну, и самые крепкие из гостей (вспомнить их имена на следующий день никто не сможет, но с тем, что люди они хорошие, потом согласятся все).

Невеста была беременна, но праздника это не испортило — равно как и то, что за пару-тройку недель до старта продаж книги ленточные журналисты запустили новостной проект «Медуза».

Сложно отрицать, что как и та свадьба, книжка состоялась несколько скоропостижно – не было времени переосмыслить, что же там такое произошло, отчего лента новостей образца 2010-го, качественная, но одна из многих, в 2013-м оказалась в «Топ-5» самых цитируемых интернет-СМИ в Европе, да еще с самым крутым дизайном в мире? Впрочем, момент «сырости» на страницах книги признан неоднократно, потому пережевывать его — смысла нет, кэп.

Другой вопрос, что завтра эта «Подлинная история» никому б уже не была нужна. И, как новостники, ленточники это поняли. Вспомните, сколько шуму было с увольнением Галины Тимченко и Ильи Азара? Но за последние пару-тройку месяцев разговоры про «Ленту.ру» поутихли и, вот, они уже почти забыты (проверьте себя: кто такой Азар? кого увольняли первым, кого – вдогонку? сколько человек уволились из «Ленты»?).

«Сейчас или никогда = Сейчас, потому что завтра всем станет пофиг» – так «дорогая редакция» оказалась в авангарде, так появилась эта книжка. «Так» — это без оглядок на конъюнктуру рынка, народных комментаторов и коллег и даже (страшно сказать) читателей и почитателей — «так, как редакция посчитала нужным». А что, собственно эти третьи лица, эта публика? Как верно говорил Павел Дуров, помучаются пару дней и привыкнут.

Смелость – главное, что завораживает во всей работе команды Тимченко.

Она (команда) — живое олицетворение того, что, когда профессионалы диктуют повестку, выигрывают все. Выигрывают, хотя, казалось бы, должны следовать на поводу у законсервированной в вечном своем недовольстве аудитории (недовольной властью, коммуналкой, журналистами, диетами, не-достаточно-розовыми плюшевыми медведями – нужное подчеркнуть).

Фотографии — личные профили пользователей в Facebook.