Самая тяжёлая эпоха существования Барнаула пришлась на 1917—1918 годы. Две революции, Гражданская война и сильнейшей за всю историю города пожар — даже газеты выходили с заголовками «Катастрофа Барнаула». В те дни на вершине власти в городе оказался едва ли не самый яркий журналист в регионе за последние 100 лет — Порфирий Казанский.

kazanskiy1

Острый на язык поэт-колумнист, настоящий «тролль», социалист, обличитель пороков и активный общественник, энциклопедист и редактор самых читаемых алтайских газет — это лишь краткое резюме Порфирия Казанского к моменту наступления революционных событий.

В 1917 году он избирается гласным Барнаульской городской думы, а в сентябре 1918 года, буквально на один месяц, становится её председателем. С декабря того же года и вплоть до поражения белогвардейцев в Сибири, Казанский работает заместителем председателя губернской управы — по сути «вице-губернатором».

Как говорят краеведы, именно в это время у Порфирия Казанского наступил наивысший подъём его творчества — выходят сборники стихов «Песни борьбы и надежды» и «Родному краю». Но далее случится арест.

каз1
Порфирий Казанский со своей супругой.

А началось всё ещё с университетских лет. Порфирий Казанский родился в 1885 году в Томской губернии, в семье писаря — позднее советские чекисты интерпретируют этот факт в «сына царского чиновника».

Учился молодой Порфирий в Томском технологическом институте, но недолго — уже на первом курсе его исключили из вуза за разбрасывание листовок в городском театре с призывами к антиправительственной демонстрации. Близилась первая русская революция 1905 года, и такие настроения были очень распространены среди молодёжи. Итогом той политической акции стал арест полутора сотен студентов, среди которых был и восемнадцатилетний Порфирий. Три месяца ему пришлось просидеть в тюрьме, после чего Казанский сделал вторую попытку получить высшее образование.

Революционная романтика уступила место чуть более критическому и взвешенному взгляду на мир. В акциях Порфирий больше не участвует, он много пишет и печатается в сибирской периодике: журналах «Бич», «Ёрш», «Рабочий-юморист», «Молодая Сибирь», «Сибирская новь», «Сибирский студент», газете «Сибирские отголоски». Писал Казанский под псевдонимами К. Порфирьев и Премудрая крыса Онуфрий. Последний когда-то принадлежал поэту Жуковскому.

Признания и влияния он добивается сатирой в стихах. Эпиграммы, эпитафии, куплеты, парафраз известных пушкинских од. Герои его текстов — министры, чиновники, купцы, промышленники, думские политики, лидеры политических партий. Его тексты обсуждают и ждут — и те, кто согласен с Казанским, и противники его позиции.

В 1911 году барнаульский предприниматель, депутат Госдумы Василий Вершинин начинает издавать газету «Жизнь Алтая». Она выходит каждый день и отличается независимым взглядом на события. Редакторов штрафуют за публикацию статей, «порочащих действия правительства». Они уходят один за другим. Отношения с губернскими властями складываются не очень хорошо.

Казанский к тому времени уже входил в состав редколлегии «Жизни Алтая», писал для неё стихи, театральные рецензии и фельетоны. Издатель предлагает ему стать редактором. Следуя «традиции», Порфирию Казанскому сперва тоже «достанется» от властей — на него подадут в суд за «публикацию объявлений без разрешения полиции», впрочем судья журналиста оправдает. А издание постепенно сможет завоевать лидерство и авторитет среди местных СМИ.

Здесь печатает свои официальные объявления городская управа Барнаула и это теперь добавляет газете уважения. Первая и последняя страницы отдаются под рекламу торговых домов, банков, промышленных компаний и частные объявления. Газета активно развивает подписку и выпускает спецпроекты вроде «Алтайского альманаха».

2f копия

У газеты растёт сеть корреспондентов на селе, откуда они телеграфируют в редакцию обширные тексты о кооперации аграриев и хронику жизни алтайской деревни. В Барнауле журналисты успевают за день обойти весь город, приметить все происшествия. Они ведут репортажи с заседания городской думы, представляя читателям полноценную информационную картину дня. Накануне Первой мировой войны «Жизнь Алтая» — это коммерчески успешный бизнес.

Изюминкой газеты становятся поэтические колонки Порфирия Казанского. В одной из них он может громить германского кайзера Вильгельма II за то, что он начал европейскую войну, а в другой — барнаульских булочников, которые разводят в своих заведениях антисанитарию. Получает свою долю нерасторопная городская власть, не обращающая внимание на благоустройство улиц Барнаула, а также самые простые городские обыватели, мещанство за свои мелкие пороки.

Например, Порфирий Казанский, стыдя власть за плохое состояние тротуаров в Барнауле, обращает внимание, что стыдно-то должно быть в первую очередь перед пленными немцами, которые в 1914 году попали в город, стыдно перед врагом! Подобная риторика была бы непонятна в начале XXI века, а 100 лет назад представителям городской управы после подобных публикаций приходилось объясняться перед гласными думы и смотреть в глаза горожанам, задававшим неудобные вопросы.

Попасть в фельетон Казанского — нет ничего хуже для барнаульского лавочника того времени. Прохожие показывали на «героя» пальцем и смеялись вслед, вспоминая про «поросят-хлебопёков», которые «пятачком катают хлеб». Хочешь или не хочешь, а подчиняться острому слову приходилось.

В 1916 году Порфирий Казанский пошёл «на повышение» — стал редактором серьёзного делового издания — журнала «Алтайский крестьянин», который был посвящён вопросам кооперации на селе. До революции Алтай был в лидерах по производству молока, мяса и масла. Последнее экспортировалось за границу в промышленных масштабах, а разбогатевшие селяне открывали в деревнях кинотеатры, проводили телефонную связь и электричество. Деловой журнал публиковал прогнозы погоды в Берлине и Амстердаме, где находились склады алтайских купцов, и биржевые сводки, рассказывал о технических новинках — тракторах и других сельскохозяйственных машинах, составлял истории успеха — «крестьянские кейсы».

Февральскую революцию 1917 года Порфирий Казанский встретил с восторгом. Он вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию, отделение которой в Барнауле ещё не делилось на большевиков и меньшевиков. Он дважды подряд избирается гласным городской думы. Однако, Октябрьский переворот Казанский считает «узурпацией власти большевиками».

По его инициативе дума заявляет протест против разгона большевиками Учредительного собрания в январе 1918 года. На выборах в Учредительное собрание, которое должно было решить форму и структуру будущих органов власти Российской республики, Порфирий Казанский занимал второе место в региональном избирательном списке объединённой РСДРП.

Барнаульские социалисты шли на выборы под лозунгами: «Да здравствует демократическая республика!», «Крестьянам — земля», «Рабочим — 8-часовой рабочий день», «Солдатам — права человека», «Капиталистам — налоги», «Всему народу — мир, воля и просвещение».

Большевики этих идеалов не разделяли. Когда в городе пала Советская власть, Казанский не скрывал своей радости. Но и пришедшую ей на смену диктатуру правительства Колчака он не одобрил. Тем не менее, Порфирий становится сначала председателем городской думы, а потом членом Алтайской губернской земской управы и заместителем председателя. Работу в органах власти он успевал сочетать с общественными делами — состоял в правлении местного отделения Русского географического общества, входил в редколлегию и был одним из авторов литературно-художественного журнала «Сибирский рассвет».

Однако, к ноябрю 1919 года почти весь Алтай оказался во власти партизан, а деятельность губернской управы оказалась фактически парализованной. Казанский подал в отставку и поступил простым учителем географии в женскую гимназию М. Ф. Будкевич в Барнауле. В декабре в город вошли красные.

Порфирия Казанского трижды арестовывали, но всякий раз это длилось относительно недолго. В 1922 году его выпускают на волю после публичного отречения от партии меньшевиков, хотя к тому времени они уже не существовали как организация. Большевики разрешают Казанскому продолжить преподавательскую деятельность. Он работает учителем в школе №22, ведёт географию в губсовпартшколе, школе имени III-го Интернационала и рабфаке Томского университета.

Учебников в первые годы советской власти не хватало. Казанский пишет и издаёт свой «Конспективный курс географии для взрослых учащихся». Изредка Порфирию разрешают публиковать краеведческие заметки и материалы в местных изданиях. Ему удаётся стать одним из авторов «Сибирской советской энциклопедии», но об острой сатире не было и речи.

Барнаульский писатель, корифей местной литературы Марк Юдалевич вспоминал, что Порфирий Казанский стал для него «крёстным отцом» в поэзии – он взял из школьной стенгазеты стихотворение «Радиолюбители» и отнёс его в газету «Красный Алтай» — будущую «Алтайскую правду».

По легенде, когда Казанского в очередной раз арестовали, тот сказал своим домашним: «У меня был ученик Марк Юдалевич. Ещё в школе он писал стихи, думаю, будет поэтом. Передайте ему мой архив».

Как говорил спустя десятилетия сам Марк Иосифович, в том архиве оказалась пьеса Порфирия Казанского о покорении Сибири Ермаком, много рукописей его стихов, статей и фельетонов. Всё, что интересовало Юдалевича, он выписал для себя, а архив передал в литературный музей школы №27.

По воспоминаниям его бывших учеников, Казанский запомнился очень необычным педагогом. Его уроки будили в подростках жажду к путешествиям и познанию. Ученики на занятиях вели дневники воображаемых поездок, составляли путеводители и «паспорта» городов, а также писали приключенческие географические рассказы.

* * *

«Утверждаю»
Нач. УНКВД СССР по Алтайскому краю
Капитан государственной безопасности
(Попов)

СПРАВКА

КАЗАНСКИЙ Порфирий Алексеевич, 1885 года рождения, сын чиновника царского времени, имеет высшее юридическое образование. Меньшевик. Участник первого съезда областников в Сибири. При Колчаке работал в земстве и редактором газеты «Алтайский луч».

Проживая в селе Тюменцево, Алтайского края, до последнего времени вел активную контрреволюционную работу. Входил в состав подпольной повстанческой организации, подготовлявшей вооруженное свержение Советской власти. Как участник этой организации, вел усиленную обработку в контрреволюционном духе новых лиц и привлекал их к практической диверсионно-подрывной работе в колхозах и совхозах р-на. Проживает в селе Тюменцево, Алтайского края, нигде не работает.

Считаю необходимым КАЗАНСКОГО Порфирия Алексеевича арестовать и привлечь к уголовной ответственности по ст. 58-7-11 УК РСФСР.

* * *

18 декабря 1937 года Тюменцевское райотделение Управления НКВД по Алтайскому краю арестовало Порфирия Алексеевича Казанского, к тому времени уволенного отовсюду, безработного, по сути скрывающегося в сельской местности.

Порфирия приговорили к высшей мере наказания – расстрелу, с конфискацией всего имущества. Приговор был окончательным и подлежал немедленному исполнению. Суд продолжался всего 10 минут.

53-летнего Казанского расстреляли 16 сентября 1938 года.

Частичная реабилитация поэта и журналиста началась в годы «хрущёвской оттепели», а в конце 1980-х годов в альманахе «Алтай» был опубликован один из рассказов Казанского — «Дуэль». С падением Советов открылся доступ к следственным документам в краевом архиве по делу Казанского. Сохранившийся архив Порфирия школа №27 передала в Государственный музей истории литературы и искусства Алтая.

Данил Чурилов, специально для «Барнаул.фм»