Новый кукольный театр в Барнауле будет трёхэтажным, на фасаде установят скульптуры сказочных персонажей, а внутри разместят два зрительных зала — на 100 и 250 мест. В четверг, 14 января 2016 года, на градостроительном совете Алтайского края архитекторы и представители культурного сообщества обсудили второй вариант проекта театра «Сказка». Всё подробности — в большом материале на «Барнаул.фм».

Разработкой проекта занимается бийская «Архитектурная мастерская Тоскина». Фирма специализируется на театральных зданиях. В Барнауле за последние годы Евгений Тоскин и его коллеги разработали проекты реконструкции молодёжного театра Алтая и театра драмы, филармонии, а также проект концертного зала «Сибирь» на улице Пушкина. Тем не менее, проектирование кукольного театра — совершенно новый опыт для архитекторов из Бийска.

— Это наш первый кукольный театр, это новый шаг. Хочется построить здание, которое и внешним обликом, и внутренней начинкой могло бы лет на пятьдесят удовлетворить требования барнаульцев и жителей Алтайского края, — рассказал Евгений Тоскин. — Тут масса нюансов: размер кресел, размер проходов. Санузлы, например, должны быть недалеко от зрительного зала.

Сейчас кукольные представления для детей проводят в одном из дворцов культуры города, так как существующее здание театра находится в аварийном состоянии. Его снесут, и на освободившейся территории построят новое. Тоскин отметил, что участок под застройку особо стеснён, имеет сложную форму, вытянутую вдоль улицы Пушкина. Негативное влияние на возможность застройки оказывает близость трансформаторной подстанции и котельной, они уменьшают территорию допустимого строительства.

Крайняя стеснённость участка застройки не позволяет разместить парковку, поэтому для неё будут использованы места на прилегающей территории за концертным залом «Сибирь».

— Рядом, в сторону площади Свободы, находится двухэтажный деревянный жилой дом, который является объектом культурного наследия. Рассказывать подробности — не в моей компетенции, — отметил Евгений Тоскин.

— Судьба деревянного здания решается. Там ещё не все вопросы определены с переселением, поэтому работа ведётся, но она ещё не завершена, — сказал Андрей Геттих, заместитель начальника Главстроя Алтайского края.

— Авторы выжали из себя максимум, включив объект в ограниченный земельный участок. Но в комплексе задача эксплуатации театра на этом земельном участке не решается. Поэтому были приняты, на мой взгляд, правильные решения, направленные на увеличение земельного участка, на котором будет эксплуатироваться этот театр, — рассказал Сергей Боженко, заместитель председателя комитета по архитектуре, строительству и развитию города (журналисты по привычке часто называют его главным архитектором города — прим.ред.). — Увеличение произойдёт за счёт передачи театру части муниципальной собственности, за счёт передачи части краевой собственности, за счёт освобождения дополнительных территорий. Эта задача поставлена. Она сейчас решается и будет решена, потому что это задача с самого верха.

— По сравнению с первым вариантом проекта всё стало более компактным. Несколько сокращены объёмы, площади. Естественно, из-за этого стоимость строительства снизится. Это сделано с учётом пожелания губернатора, — объяснил Андрей Геттих.

Общая площадь театра — 4 тысячи квадратных метров. Архитекторы предлагают сделать здание трёхэтажным. Входная зона будет состоять из кассового вестибюля, распределительного вестибюля с гардеробом и санузлами зрителей. Также из входной зоны можно будет попасть в игровой зал для самых маленьких посетителей. Завершает входную зону парадная двухмаршевая лестница, ведущая на второй этаж зрительской части театра. На первом этаже также размещается малый универсальный зал на 100 мест с прилегающим фойе.

На втором этаже разместится обширное фойе с входом в зрительный зал и интерактивной зоной для компьютерных презентаций и игр для детей. Также к зоне фойе примыкает буфет. Размеры помещения позволяют проводить в нём многочисленные детские мероприятия любого формата, в том числе и новогодние праздники — высота потолка около 5 метров, этого хватит, чтобы установить здесь ёлку.

Большой зрительный зал рассчитан на 250 зрителей. Особенности его конструкции — перепад мест зрителей. Это необходимо, чтобы у каждого сидящего в зале был оптимальный угол обзора ширмы.

Также в театре запроектирован пандус и специальный лифт. Это позволит передвигаться по зданию людям с ограниченными возможностями. В зрительном зале для них предусмотрены специальные места.

Директор Алтайского краевого театра кукол «Сказка» Галина Шнайдер попросила предусмотреть в проекте специальное устройство кресел в зрительном зале.

— Должна регулироваться высота сидения. Это нужно, чтобы не произошёл казус, который случился в замечательном и ультрасовременном здании омского театра кукол. Там в гардеробе берут пуфики — для повышения высоты сидения, несут в зал на спектакль, а потом возвращают обратно, — рассказала Шнайдер.

Кроме того, директор театра не согласилась с тем, что в зале предполагается разместить небольшие кресла для детей.

— Кресла должны быть просторные, потому что родители у нас разных весовых категорий — и бабушкам, и дедушкам должно быть удобно. Да, посещение театра разрешено с трёхлетнего возраста. Но ведь этих малышей, как правило, приводят совершенно взрослые люди. Поэтому кресла должны быть свободные, — подчеркнула Галина Шнайдер.

Она рассказал, что есть множество бытовых деталей, каждая из которых оказывается важной и существенной.

Например, в таком здании должна быть крошечная детская сантехника. Кроме того, во многих сибирских кукольных театрах есть ползунковый зал.

— Многие приводят сейчас ребятишек трёх-четырёх лет, а на руках ещё и младенец. Пусть он ползает в этом зале, там игрушки, сухой бассейн и обшитые мягким покрытием сцена и пол, — отметила Шнайдер. — Губернатор одобрил эту идею.

— Авторы взяли за основу продольную ось симметрии, всю планировочную схему они сделали вдоль этой оси. Это характерный, наиболее распространённый приём в отечественной, да и в зарубежной, архитектуре. Авторы использовали современные подходы для организации сценического действия, — прокомментировал Сергей Боженко.

Во внешнем облике здания Евгений Тоскин предлагает использовать формы, характерные для архитектуры конца XIX — начала ХХ веков. Естественно, с их творческой интерпретацией. Архитектор считает, что для кукольного театра с названием «Сказка» необходим тёплый, немного волшебный образ с использованием цвета и активной пластики фасадов. Здание театра предполагается возвести из красного кирпича с акцентированием архитектурных деталей белым цветом.

— Если вы посмотрите кукольные театры в других регионах, то увидите, что они так или иначе, но всё равно имеют какие-то исторические параллели. Название «Сказка», у ребёнка должна быть ассоциация. Можно было, конечно, сделать что-то такое из хаотично сложенных кубиков, но тогда это была бы не сказка, а экшн, — рассказал Тоскин.

Главный вход в театр будет акцентирован высокой башней с расположенной в ней винтовой лестницей. Во всю высоту парадной лестницы предусмотрен цветной витраж, а по фасадам здания в нишах размещаются скульптуры сказочных персонажей. Входная часть акцентирована ажурными витражными окнами, служебная — решена нейтрально с размещением прямоугольных тянутых окон. Кровля здания скатная, покрытие из листовой стали с имитацией под медь, как на куполе концертного зала «Сибирь».

— У меня у самого недавно были маленькие дети. Я знаю, что такое здание, как концертный зал «Сибирь», с ровными стеклянным плоскостями, детям непонятно. Им нужен свой масштаб, чтобы они могли узнать Буратино, Мальвину, кого-то ещё. Поэтому хочется, чтобы у нас на фасаде появились скульптуры сказочных персонажей, возле которых люди бы с удовольствием фотографировались. Сейчас это все любят, — считает Евгений Тоскин. — Скульптуры мы не разрабатывали, это не входит в наши задачи. Для этого есть художники, скульпторы. Алтайский край богат на эти таланты. Мы лишь обозначим размер и место фигур. Их разработка должна быть включена в смету, это отдельный конкурс.

Именно визуальный облик здания вызвал у присутствующих на градостроительном совете наибольшее количество замечаний.

— Сделано гармонично, но всё-таки здесь больше идёт повтор других театров. Да, теперь ещё и на Алтае появится театр кукол, который не хуже и не лучше других. Мне кажется, город заслуживает такого театра кукол, с которого бы брали пример и говорили — вот, в Барнауле есть такой театр, — с этими словами выступил Пётр Анисифоров, председатель правления Алтайской организации Союза архитекторов России. — Почему бы не использовать современные архитектурные элементы, достижения нашего века? Их можно и нужно использовать. Это придаст образность зданию. Чтобы потом срисовывали с нашего театра.

— Сделано традиционно. Действительно, большинство детских кукольных театров решены по принципу пряничного домика, сказочного терема. Но даже если исходить из названия «Сказка», то оно не раскрывается только этим теремом. Оно гораздо шире, и образно может решаться и по-другому, и современными средствами, и иными какими-то, пластическими средствами, — считает Виктор Четошников, заслуженный архитектор России. — Учитывая творческую способность авторского коллектива можно и нужно ещё посвятить время поиску необходимого образного решения. Сделано крепко, но это в той или иной вариации повтор уже найденных творческих ходов. То есть это решение лежит на поверхности.

— Авторы использовали мотивы некоего сибирского модерна в кирпичном исполнении. Нормально. Сочетание кирпича и белых элементов создаёт нарядность, торжественность. А за счёт активного декорирования фасада, за счёт активного силуэта возникает довольно яркий и запоминающийся образ этого здания, — это мнение Сергея Боженко.

Главный архитектор сделал два замечания по образному решению. По мнению Боженко, в проекте не вполне гармонично смотрится сочетание псевдоисторических куполов с утилитарной сценической коробкой. Для решения можно было бы использовать третий, более пологий купол. Сочетание куполов разных силуэтов, разной остроты дало бы интересный стилистический эффект.

Сергей Боженко объяснил, что с территории Нагорного парка, со въезда в город люди видят живописно раскрывающуюся панораму исторического центра, которая формируется в основном кровлями зданий.

Сергей Боженко: «Я считаю принципиально важным кровлю делать цветную. И у нас есть ярчайший пример — дом Лесневского, кровля которого в оригинале была сделана цветными ромбиками. Этот приём можно использовать, он будет работать на образ детского кукольного театра».

Как сообщил заместитель начальника Главстроя Алтайского края Андрей Геттих, стоимость проектно-сметной документации — 12 миллионов рублей. Эта сумма заложена в бюджет на текущий год.

— За этот год мы должны запроектировать. И тогда будет принято решение о начале строительства. Не факт, что оно начнётся в следующем году. Но, скорее всего, так, — сказал Геттих.

— Наше самое главное и самое большое пожелание — быстрей бы уже. Дети Барнаула и Алтайского края этого заслуживают, — подчеркнула Галина Шнайдер.