Центр антикоррупционных инициатив Transparency International и руководитель его сибирского отделения Станислав Андрейчук опубликовали большой доклад о том, как и сколько тратят власти Алтайского края на пиар-поддержку губернатора Александра Карлина.

Эксперты представили подробные финансовые схемы взаимодействия прессы и власти, а также рассказали, как за бюджетный счёт де-факто содержатся аналитический портал Doc22.ру и комментаторы в интернете, оплачивается «освещение деятельности» чиновников журналистами ИТАР-ТАСС и других федеральных изданий, а руководство краевого канала «Катунь 24» «осваивает бюджеты» с привлечением аффилированных лиц и родственников.

С полным текстом доклада можно ознакомиться на сайте Transparency International. «Барнаул.фм» цитирует и пересказывает в сокращении самое важное из этого текста.

karlin1

Бюджет Алтайского края в 2016 году на «региональный PR» выделяет порядка 207,5 миллионов рублей. Непосредственным распределением этих средств занимается краевое управление по печати и информации.

Крупнейший получатель бюджетных средств — «Издательский дом „Регион“», который объединяет несколько медиа-активов: официальный сайт администрации Алтайского края, журналы «Местное самоуправление на Алтае» и «Алтай молодой», газету «Природа Алтая», радиостанцию «Катунь FM» и телеканал «Катунь 24». В бюджете Алтайского края на 2016–2018 годы на содержание ИД «Регион», возглавляемого Ольгой Пашаевой, ежегодно закладывается по 99,8 миллионов рублей.

Кроме того, значительную часть средств, выделенных на информационное освещение деятельности органов государственной власти Алтайского края, через систему госзакупок получает ООО «Телерадиоиздательское агентство „Катунь“ (ТРИА «Катунь»)». Соучредителями ТРИА «Катунь» являются ИД «Регион» и Шпагина Нина Викторовна. Шпагина также числится генеральным директором компании. До неё этот пост занимал Алексей Николаевич Мошкин — замдиректора ИД «Регион» по общим вопросам. В 2011—2015 годах эта структура получила 11 госконтрактов от ИД «Регион» и ещё три – от управления по печати, на общую сумму не менее 90 миллионов рублей. Большая часть этих средств распределена через объёмные контракты, предполагающее оказание большого количества разноплановых услуг. Эти контракты предусматривают, в том числе, съёмки телепередач, которые затем выходят в эфире «Катуни 24».

Реальных собственных ресурсов у ТРИА «Катунь» для этих съёмок нет. Например, программа «Ваша партия», съёмки которой проводились как составная часть предмета закупки «Услуги информационных агентств, предоставляемые телевизионным студиям», снимается на площадях и с привлечением ресурсов краевой телекомпании. По таким же схемам в 2014 году оплачивались съёмки телепрограмм «Встречи с губернатором», «Неизвестный Алтай», «Семейный совет», «Новости итоги» и отдельные телесюжеты, выходившие в эфире краевой телекомпании.

katun24-1

В 2014 году ТРИА «Катунь» получило от ИД «Регион» два госконтракта на общую сумму 22 миллиона рублей. В одном случае конкурентом компании являлось ООО «АЛИСА», единственным учредителем и директором которого является Алексей Мошкин – тот самый, который ранее возглавлял ТРИА «Катунь», а сегодня работает замдиректора ИД «Регион».

Конкурентом в борьбе за второй контракт было ООО «Литера». Эта компания примечательна тем, что издает журнал «LOOK», с которым долгое время была связана руководитель ИД «Регион» Ольга Пашаева. Главным редактором журнала значится Николай Крайнов, который является мужем госпожи Пашаевой. Редактором журнала долгое время работает Оксана Кравчук, которая была главным редактором телекомпании «Катунь 24», входящей в структуру ИД «Регион». Печатается журнал в ООО «АЗБУКА». В свою очередь ООО «АЗБУКА» в июле 2015 года получило от ИД «Регион» контракт на 99,5 тысяч рублей на печать журнала «Алтай молодой».

Несмотря на небольшую сумму контракта, он является довольно примечательным, поскольку учредителем и руководителем компании является мать Ольги Пашаевой — Наталья Пашаева, а единственным конкурентом в борьбе за контракт выступило ООО «ПАПИРУС», собственником и руководителем которого является муж Ольги Пашаевой Николай Крайнов.

В декабре 2014 года госконтракт на вёрстку и печать журнала «Алтай молодой» получила компания, которая также аффилирована с ИД «Регион» и ООО ТРИА «Катунь» — ООО «ПолиграфКонтакт», учредителем которой является Нина Шпагина. Таким образом, следует предположить, что значительная часть средств краевого бюджета, выделенных на финансирование деятельности ИД «Регион» распределяется исключительно среди «своих» компаний.

Из 15 миллионов рублей, выделенных в 2015 году на информационное освещение деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти в рамках одного из госконтрактов 8,5 миллионов рублей было потрачено на работу с федеральными СМИ. 4,8 миллиона рублей из этих средств за два года получил сайт «Клуб регионов. Только за май 2015 года размещение публикаций на сайте обошлось краевому бюджету в 732 тысячи рублей. Каждое попадание региона в топ-новостей на сайте жителям Алтайского края обходилось в 84 тысячи.

Второе место по объёмам освоенных средств бюджета Алтайского края из федеральных СМИ занял сибирский «Интерфакс», за услуги которого за два года было заплачено почти 2,5 миллиона рублей. Лишь немногим меньше было заплачено за публикации на сайте «ИТАР-ТАСС» и в газете «Аргументы и факты» — по 2,3 и 2,2 миллиона рублей соответственно.

Но если ТАСС выполнил целую серию публикаций, то «Аргументы и факты» заработали свои деньги всего за один месяц – июнь 2015 года. Одним из самых дорогих материалов оказалось эксклюзивное интервью губернатора Алтайского края, публикация которого стоила больше 125 тысяч рублей.

Схожие схемы действуют и на региональном уровне. Важно понимать, что основная часть финансирования местных СМИ идёт не через ИД «Регион», а непосредственно от управления по печати и информации через отдельные госконтракты, субсидии и гранты. Кроме того, не анализируются траты на социальную рекламу. За 2014—2015 годы на обеспечение позитивного освещения деятельности органов власти Алтайского края из регионального бюджета только по трём госконтрактам было потрачено около 8,5 миллионов рублей.

Среди краевых СМИ крупнейшим получателем бюджетных средств (3,2 миллиона рублей за апрель – декабрь 2014 года и май – декабрь 2015 года) стал интернет-портал «Doc22.ру», который в регионе тесно ассоциируется с двумя фамилиями: Михаил Литвинов (политолог и политтехнолог) и Артём Кудинов (журналист). Оба входят в число наиболее преданных защитников действий краевой администрации, в том числе и в комментариях под публикациями в других СМИ.

doc22-1

Услуги, которые интернет-портал оказывает администрации Алтайского края, на протяжении всех двух лет практически неизменны – они предполагают размещение «информационных материалов о социально-экономической и политической ситуации в Алтайском крае и деятельности администрации Алтайского края на русско- и англоязычной версии интернет-портала». Стоит подчеркнуть, что за бюджетный счёт размещается информация о деятельности только исполнительного органа власти, в то время как деятельность депутатов краевого парламента, например, в эту формулировку не попадает.

Второе место по объёмам получаемых из краевого бюджета средств заняла «Сибирская медиа группа», подконтрольная депутату Госдумы от партии «Единая Россия» Александру Прокопьеву. СМИ, входящие в этот холдинг, заняли в рейтинге
бюджетополучателей третье, пятое, шестое, седьмое и одиннадцатое места. Суммарно на них было потрачено почти 2,3 миллиона рублей.

Чуть менее 1 миллиона рублей в 2014 году из краевого бюджета были направлены на создание и трансляцию телесюжетов в программе «Наши новости». Например, сюжет «Губернатор и оркестр» обошёлся жителям региона в 29 тысяч рублей, как и сюжет «Губернатор в Чарышском районе».

Кроме того, в 2014 году в актах появляется новый тип услуг, который не встречается ни ранее, ни после. Они включают в себя регулярную разработку тематических планов – генерацию информационных поводов, «инициирование публикаций в федеральных СМИ», инициирование тематических запросов журналистов по темам, соответствующим предвыборной программе действующего губернатора и, самое главное – «комментарийную программу», то есть оплату комментариев в электронных СМИ.

karlin2

Например, в только июле 2014 года на оплату комментаторов было выделено 80 тысяч рублей. Ещё 105 тысяч рублей в тот месяц потратили на три публикации в федеральных СМИ. Всего такого рода отчётные документы составлены на сумму 750 тысяч рублей. Естественно, что вскоре после окончания избирательной кампании средства на такого рода деятельность почти перестали выделяться.

Основными получателями средств краевого бюджета на федеральном уровне являются электронные СМИ.

Выбор контрагентов не всегда связан с посещаемостью, популярностью сайта. Иначе невозможно объяснить готовность платить почти 5 миллионов рублей за регулярное сотрудничество с сайтом, известным лишь узкому кругу профессиональных политиков и политтехнологов.

Авторы доклада предлагают, что единственным мотивом является попадание в мониторинги, которые осуществляются федеральным центром. То есть указанная публикационная активность направлена не на информирование избирателей, а на создание благоприятного образа региона в глазах фактических руководителей губернатора. Оставляет у «Трансперенси Интернешнл» вопросы эффективность трат даже в тех случаях, когда одной из задач платных публикаций является продвижение региона у возможных потребителей туристических услуг или потенциальных инвесторов. Показательным примером является готовность платить за статьи, набирающие на федеральных сайтах чуть более 400 просмотров, по полмиллиона рублей.

В заключительной части доклада «Трансперенси Интернешнл» предлагает изменить практику распределения средств через систему госзакупок. Например, отказаться от многомиллионных госконтрактов, включающих большой перечень разных по характеру работ, в пользу менее крупных контрактов, заключаемых для реализации конкретных заданий; прекратить распределение средств через ограниченное количество аффилированных с руководством ИД «Регион» лиц и отказаться от финансирования из бюджетных источников публикаций в федеральных СМИ, не имеющих прямого отношения к информированию граждан, проживающих непосредственно на территории Алтайского края.

Этот доклад уже попал в федеральные медиа и разошёлся полутысячей репостов по социальным сетям. О расследовании Станислава Андрейчука рассказал телеканал «Дождь» и ещё ряд изданий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


Самые влиятельные люди в алтайских медиа. Список журналистов, политиков и медиаменеджеров, которые определяют жизнь местных СМИ