Пожар 1917 года уничтожил старый Барнаул. Центр выгорел практически полностью. Но во многом благодаря стараниям фотографа Сергея Борисова мы знаем как выглядел тот старый город.

Снимки Борисова — самое известное фотосвидетельство о ушедшей эпохи. Редкая книга, выставка, буклет или плакат, посвящённые истории Барнаула, не обходится без использования его фотографий.

borisov7

Сергей Борисов родился в Симбирске в 1858 году. Крестьянское происхождение вынуждало зарабатывать деньги с раннего детства. Будущий фотолетописец начинал карьеру как «мальчик на побегушках».

Однажды Сергей устроился в театральный балаган заправщиком ламп, но так увлёкся самим театром, что вскоре начал сам участвовать в постановках и петь со сцены. Несколько лет он вёл кочевую жизнь вместе с труппой музыкального театра баронессы Розен.

Скитания по стране заносят Борисова в конце 1880-х годов в Барнаул, где он проживёт следующие полвека. Первое время Борисов работал в сезонных опереттах и снимал скромное жильё в доме барнаульского извозчика Василия Клещова. Позже породнился с ним, женившись на сестре своего квартирного хозяина — Анастасии Клещовой.

В 1894 году Сергей Борисов открывает в городе свое фотоателье. Конкурентов у него было немного, а интерес горожан к новинке был высоким. Каждый уважающий себя барнаулец хотел иметь свой личный портрет, семейное фото, снимки детей и близких.

Во многих барнаульских семьях имелись «паспарту от Борисова». В ателье шли купцы и промышленники, военные и чиновники, инженеры и общественники, гимназисты и старики. У Борисова действительно получались отличные кадры. В 1898 году его работы как портретиста с успехом демонстрировались на Петербургской выставке фотографии. Он самостоятельно изучает фотодело, знакомится с техническими новинками, пытается их внедрить в своём бизнесе.

Борисов покупает себе дом на Бийской улице. Живёт с семейством на первом этаже, а ателье располагается на втором. Фотохудожник входит в местное мещанское сословие.

В 1900 году Сергею Борисову удаётся посетить Всемирную выставку фотографии в Париже. Там он покупает справочник по фотохимикатам, в котором был описан секрет получения хорошей фотобумаги. Вернувшись в Барнаул, Борисов решает начать собственное производство бумаги — это было намного дешевле, чем покупать её и вести через всю страну. Он находит себе помощника-химика, а мастерскую располагает прямо на территории своей барнаульской усадьбы.

borisov51

Борисов выпускает бумагу разных размеров: от самой маленькой до листов размером с человека. Так, например, на этой бумаге делает портрет жены барнаульского пивовара Ворсина в полный рост. Фотография дамы в белом платье была настолько удачной, что на выставке в Москве ей присуждают золотую медаль.

По легенде, сам Ворсин пожелал выкупить портрет, но Сергей Иванович отказал влиятельному промышленнику, оставив эту работу себе в качестве «витринной».

По словам Борисова, этот портрет должен был стать его визитной карточкой. До наших дней он не сохранился, сгорев в разрушительном пожаре 1917 года.

Из Парижа Борисов также привез большое количество оборудования для своего фотосалона, так называемые «будуары»: столики, подставки, шторы, ковры, цветы, сменные задники-драпри и пейзажи. Такого в Барнауле ещё не было.

Салон Борисова закономерно становится самым популярным и известным в городе. Он сооружает крышу и стену из стекла — для естественного освещения. По размерам площадь ателье позволяет разместить ему здесь целый класс реального училища.

fedb9e05018f

Портретная съёмка была работой, а для души Борисов снимал природу и городские пейзажи. В 1907—1914 годах он ежегодно выезжал в продолжительные фотоэкспедиции по Горному Алтаю, снимая реки, горы, быт алтайских инородцев, их моления, свадебные обряды, пиршества, шаманские камлания. Так, например, за одно лето он посетил Чёрный Ануй, Улалу, Чергу, Элекмонар, Чемал, Онгудай, реку Катунь с притоками на значительном протяжении, мосты и паромные переправы через них. Фотограф даже поднялся до горы Белухи и сделал серию кадров у её подножья.

Сергей Иванович тащил с собой в горы громоздкие фотоаппараты, треножник, стеклянные пластины, упакованные в ящики, бутыли с реактивами, палатку для лабораторных работ. Многопудовое снаряжение везли по узким горным тропкам на лошадях. Оборудование билось и ломалось, но Борисов привозил из экспедиций по 1000 снимков.

borisov8

Получившиеся результаты стали основой для выставки-аттракциона «Алтай на экране волшебного фонаря». Борисов сам вручную раскрасил диапозитивы, приобрёл диапроектор и начал проводить демонстрации слайдов для барнаульцев. Каждый день в Народном доме фотограф делал по два-три показа. Демонстрацию диапозитивов он сопровождал устными комментариями. Эти мероприятия пользовались большой популярностью. Периодически Борисов выезжал на гастроли в соседние сибирские города.

«Фотографические труды господина Борисова, сопряжённые с затратою большой личной энергии и материальных средств, найдут себе справедливую оценку среди сибирского общества, и предприимчивому фотографу не придётся раскаиваться в своем похвальном стремлении живописать Алтай как можно полнее», — писала газета «Сибирская жизнь» в 1911 году.

Когда начнётся Первая мировая война, Борисов будет совмещать показы фотографий со спектаклями. Пожилой фотограф станет исполнять комические куплеты, а собранные за выступления средства он будет отправлять на благотворительность.

Когда фотографу не удавалось снимать Горный Алтая, он работал на улицах Барнаула.

borisov3

Вот панорама большого, но малоэтажного деревянного города, снятая со стороны Нагорного кладбища. Единственными высотными доминантами выступают купола многочисленных церквей. Но и храмы, и этот город скоро исчезнут.

Редчайшие кадры с лютеранской церковью Святого Павла и католическим костёлом на Московском проспекте. На месте церкви появится сквер с бюстом большевика Цаплина. Костёл разрушат наполовину и переоборудуют в аптеку.

borisov6

borisov9

Улицы того Барнаула еще пусты, на Конюшенный проспект засыпан песком. Рядом с Демидовской площадью блестит гладь Заводского пруда.

Улица Льва Толстого девственно прекрасна и не испорчена нелепой наружной рекламой. Изредка можно увидеть извозчика или любопытного прохожего. В кадр попадает один из первых барнаульских велосипедистов.

velo1

borisov2

Барнаул на фотографиях Борисова узнать сложно. Он какой-то естественный и цельный. Непривычный для нас город.

Этим снимкам довелось получить мировую известность. «Торговый дом А. Г. Морозова с сыновьями» и «Книжный магазин В. К. Сохарева» в Барнауле, а даже шведская полиграфическая фирма «Акционерное общество Гранберг в Стокгольме» выпускали многочисленные открытки с видами Алтая и Барнаула. Они и сейчас хранятся у коллекционеров и антикваров.

В советское время Сергей Борисов работал в фотоателье «Объединение», где готовил молодые кадры. С собственной мастерской мастеру пришлось расстаться. Но репрессий и других лишений ему, на тот момент уже старику, удалось избежать. Новая власть даже наградила фотографа знаком «Ударник пятилетки».

Умер Сергей Иванович в 1935 году и был похоронен на Булыгинском кладбище в Барнауле. Но могила фотографа не сохранилась.