Каков предварительный итог еженедельных субботников на территории бывшего Барнаульского сереброплавильного завода? Что лучше для этого места — креативное пространство или классический музей? Почему среди волонтёров на «Спичке» оказалось много молодёжи?

Архитектор Александр Деринг отвечает на эти вопросы в своей колонке для «Барнаул.фм».

zavod5

— Нам в наследство досталось самое ценное, что есть в Барнауле — территория, откуда начинался город. Это Сереброплавильный завод или «Спичка».

За прошедший год мы провели на «Спичке» более 50 субботников. О ней узнали не только барнаульцы. География заинтересовавшихся нашим проектом: от Владивостока до Калининграда. Люди активно поддерживают нас в финансовом и информационном плане. Главная цель, которой я добивался на первом этапе, была достигнута.

В определённом смысле «Спичка» стала феноменом. До нас никто серьёзно не думал, что такое общественное движение в городе может влиять на умы людей, привлечь внимание не только к проблеме спасения комплекса Сереброплавильного завода, но и к сохранению культурного наследия Барнаула в целом. На субботниках побывало более 1000 человек разных возрастов и профессий. Удивительно, что самые активные волонтёры — молодёжь до 25 лет.

Почему они участвовали в субботниках? Для молодежи свойственно интересоваться чем-то необычным, загадочным, неизведанным и даже запрещённым. Многое из этого воплотилось в образе данной территории. Я не думаю, что все они в одночасье стали патриотами и пошли туда в первый раз с какими-то «правильными» мыслями. Но часть ребят пришли сюда именно с желанием узнать историю города. Патриотические чувства возникли у них немного позже, после осознания того, что и для чего они это делают. Это заставляет их приходить сюда постоянно. Безусловно повлияла и моя активность в соцсетях по популяризации наследия. Я это всегда чувствовал по обратной реакции.

zavod3

Мы зачистили часть территории от зарослей и мусора. Проводим противоаварийные и консервационные работы непосредственно на памятниках, уведомляя об этом официальные органы по охране культурного наследия.

Сейчас мы знаем о комплексе Барнаульского сереброплавильного завода гораздо больше, чем другие и понимаем, что и как нужно сделать в первую очередь для продления его жизни.

Большим событием в жизни «Спички» стало проведение фестиваля «Завод», организованного совместно с Иваном Быковым. Результаты его работы легли в основу нашей концепции реновации территории. Мы обозначили первоочередные задачи для сохранения отдельных памятников и завода в целом.

На первых порах не самые тёплые отношения у нас сложились с властями города. Возможно, это произошло на фоне борьбы за сохранение старой «казариновской» лестницы. Но мы благодарны тем людям в городской и краевой администрациях, которые откликнулись на просьбу о помощи техникой для борьбы с зарослями клёна на территории завода. Наши усилия и наша концепция реновации не входят в противоречие с разработанным ранее проектом кластера «Барнаул — горнозаводской город», а являются его развитием и уточнением по более успешной экономической составляющей. Над проектом работает группа специалистов: архитекторы, историки, маркетологи, предприниматели, пиар-технологи и многие другие. Главная задача проекта — предложить новые функции для этого места, связанные с оживлением всей исторической части города.

zavod4

Подробную концепцию развития территорию мы вскоре представим. Но можно приоткрыть некоторые моменты.

Обязательно нужно выполнить проект зон охраны всего комплекса. Это создаст регламент застройки, покажет наиболее выгодные точки восприятия. Остро необходима для успешной эксплуатации комплекса и новая застройка. Её архитектура не должна «копировать» подлинные памятники культурного наследия, а деликатно вступать с ними в диалог.

Что может появиться на территории Сереброплавильного завода? Книжные, сувенирные зоны, музейная площадка с действующим макетом паровой машины Ивана Ползунова, экспозиция мундиров горных офицеров и их портретная галерея, конференц-зал, фудкорт, камерный холл для торжественных и событийных мероприятий, танцевальные залы, кофейни, мини-пекарни, ресторан в стилистике 18-19 веков, гостиница или хостел.

«Спичка» вполне достойна быть не только местом привлечения туристов. Под условным названием «Серебряная долина» здесь можно организовать креативное пространство для производства нематериальных продуктов.

Это мастерские архитекторов и дизайнеров, фотостудии, помещения для ИТ-компаний, аудитории для лекций, воркшопы с 3D-принтерами и т. д.

zavod1

А ещё, конечно же, кузнечные, гончарные, столярные, декоративно-прикладные, художественные, ювелирные и литейные мастерские, ателье, камнерезы, переплётчики. Тут же пространство для проведения мастер-классов и действующая ярмарка.

На «Спичке» можно и нужно проводить фестивали, концерты, гаражные распродажи, блошиные рынки, выставки.

Но могут ли мирно сосуществовать два похода к вопросу — классический музей и территория с активным использованием всех возможностей завода? Первый вариант мы сразу отмели. Без внятной экономической платформы невозможно привлечь инвесторов для реализации проекта. К сожалению, никто не будет вкладывать просто в музей. Но можно сохранить культурное наследие, реставрировать и воссоздать тот ансамбль, на основе которого создаётся новое место притяжения.

«Спичка» должна стать точкой роста для всего исторического центра, способствовать его возрождению и развитию. У нас ещё есть шанс.

Иллюстрации — Александр Деринг и Евгений Кучинёв