Если свернуть с Ленинского или Красноармейского проспектов вглубь кварталов, вы увидите старые, местами покосившиеся деревянные дома. Проходя по этим тихим переулкам, можно разглядеть детали — вещи на подоконниках, таблички на воротах, ажурную резьбу на оконных наличниках и ставнях. Всё это — язык города.

«Барнаул.фм» попробовал расшифровать сообщения, которые старый город посылает всем, чья нога ступает в эти глухие места.

krasnoarmejskij-28-teatr-kukol-skazka-3

Барнаул большую часть своей истории был городом деревянным. До Великого пожара 1917 года 99% населения жило в простых одно- и двухэтажных домах. Хотя это была не деревня, а довольно крупный для своего времени город.

В каждом доме существовали парадные окна, выходившие на улицу. Здесь же, в парадной комнате, мог стоять какой-нибудь резной комод, висели вышивки, настенные часы. Именно по тому, как выглядят окна в этой комнате, и что было видно с улицы, соседи и прохожие в отсутствии «инстаграма» судили о хозяевах. Естественно, что домовладельцы старались произвести впечатление.

krasnoarmejskij-6-13

krasnoarmejskij-14-5

Первым делом следовало украсить окна. Для этого барнаульцы обращались с специалистам — резчикам по дереву. В конце XIX — начале XX веков в городе действовали семейные подряды, состоящие из мастеров нескольких поколений. Резчики путешествовали по разным городам и сёлам, выполняя заказы. Их опыт обогащался новыми техническими приёмами и решениями.

Декоративной обработке подвергались определённые элементы окон — карниз, наличники, фриз и крыльцо. Если на фризе размещался какой-то стилизованный геометрический или растительный орнамент, то такие наличники были визитными карточками мастеров-резчиков.

В арсенал алтайских резчиков чаще всего входили такие орнаменты как русская лилия, виноградная лоза, листья папоротника, стилизованные побеги молодого хмеля, а также ветки, цветы и листья рябины.

Виноград и виноградные лозы считались традиционными орнаментами Поволжья. На Алтае и в Барнауле они появились благодаря переселенцам.

krasnoarmejskij-28-teatr-kukol-skazka-2

Вся резьба на Алтае была удивительно русской. Во многих узорах, под наслоением барокко, классицизма и модерна, прослеживались языческие символы. Например, символы солнца в виде розеток, волнистые линии, обозначавшие влагу, ростки лилий, символизирующие плодородие.

nikitina-96-1

anatoliya-111

anatoliya-95-8

krasnoarmejskij-28-teatr-kukol-skazka-6

Часто мастера использовали изображения птиц — уток, голубей, орлиноголовых существ. Любопытно выглядят птичьи пары с неким налётом сказочности. Считается, что так в народе сохранялся образ крылатых драконов. Если такие драконы были устремлены головами друг к другу, то их клювы почти соприкасались. Овальный просвет между этими клювами служил напоминанием о легенде, где солнце выкатывалось из пасти дракона одного дракона утром и вечером пряталось в пасти другого.

socialisticheskij-41-2

anatoliya-105-3

anatoliya-105-4

Птицы с распушенными хвостами и маленькими хохолками на головах символизировали павлинов. Разделят таких птичек овальная, перехваченная в серёдке фигура. Есть версия, что она в первоначальном виде означала древо жизни.

anatoliya-95-1

anatoliya-118-3

На некоторых наличниках можно встретить нечто, напоминающее образы грифона или крылатых псов — симарглов. Из спины такого существа словно вырастают и крылья, и ноги, переходящие в растительные завитки. В древнерусском бестиарии, симарглы охраняли посевы.

Вырезанные на наличниках голуби означали семейное счастье. Их всегда изображали попарно.

nikitina-95-1

Популярный знак — стилизованное изображение Берегини. Фигурка с раскинутыми руками и ногами. Иногда она определяется очень чётко, а порой так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае её можно узнать — центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.

internacionalnaya-81-2

Свой смысл был и у всех геометрических фигур: кругов, треугольников, ромбов, крестов, многолучевых знаков. Чаще всего можно встретить солнечный знак в виде розетки. Её размещали на фронтоне крыльце, калитке, веранде, наличниках. Солнце — ещё один символ плодородия. Оно охраняло владельца знака от болезней, несчастья, злого глаза, оберегало не только отдельных людей, но и весь род от несчастья. Солнце могло обозначаться ромбами или крестами.

polzunova-56-9

internacionalnaya-103-2

anatoliya-112-2

anatoliya-112-3

Изображение восьмиконечной звезды используется в иконах Божией Матери, символизируя ту звезду, которая вела волхвов на поклонение младенцу Иисусу. У северных финно-угорских народов такая звезда — знак возрождения и путеводности, символ славы и света.

nikitina-104-2

Все эти образы со временем они утратили прежнее «магическое» значение и суть их оказалась полузабыта. Древние узоры превратились в обычные декоративные элементы. Прочесть сообщения, которые с их помощью оставляли хозяева старых домов, не просто, но ещё возможно.

Фото — Илья Небо специально для «Барнаул.фм»

Материал на основе исследований Тамары Степанской

При участии Ларисы Кашириной